Как составить доклад

Доклад - научный жанр, который многие путают с эссе, сочинением или лекцией. Или же считают, что хороший доклад - это кусок главы из диссертации или научной книги. На самом деле, доклад имеет четкую структуру и объем, предполагает анализ тематического материала, а не его копирование.
Перед выступлением доклад стоит отрепетировать.

Инструкция

1
Вначале нужно сформулировать тему так, чтобы она звучала понятно для самого докладчика. Потом собрать доступный материал по ней. Имеется в виду настоящий список используемой литературы, а не тот, который пишут, чтобы произвести впечатление на преподавателя. Студентам рекомендуется использовать от десяти источников, школьникам - три-пять в зависимости от возраста. После этого начинается работа с источниками информации.
2
В отдельном файле или отдельной тетрадке выписываются основные положения. Чтобы облегчить себе жизнь, можно сделать табличку: в строчках будут вопросы, а в колонках авторы. Вопросы зависят от темы доклада, но в общих чертах звучат так: "Что нового сказал данный автор по данной теме? На чьи труды опирался? К каким последствия это привело?" После этого этап подготовительной работы можно считать завершенным.
3
Доклад начинается с правильно оформленного титульного листа, затем следует оглавление, потом введение, основная часть и заключение. Введение может быть совсем коротким, буквально две-три фразы. А может занимать первую страницу. Докладчику нужно обозначить, какую тему он затронул и с чем это связано. Например, "1919 год - одна из самых загадочных страниц истории нашего поселка". Основная часть может быть разбита на пункты. Например, "Белогвардейское движение в истории нашего поселка", "Казачество", "Подполье и партизаны". В докладе автор практически не имеет права делать свои выводы. Он лишь обобщает и систематизирует то, что написали другие. В заключении докладчик может сказать, что тема требует дальнейшего исследования, либо она отражена неполно, либо укажет, что исследования активно ведутся по сей день.
4
Доклад бывает письменный и устный. Письменный (особенно по гуманитарным дисциплинам) мало чем отличается от реферата. Разве что объем меньше. Устный доклад - это концентрат письменного. Для того, чтобы подготовить устный доклад, нужно сделать подачу материала еще более четкой и внятной. Это достигается за счет терминов, особого построения фраз (научный стиль речи), отсутствия авторских рассуждений. Устный доклад не превышает пятнадцати минут, причем скорость речи докладчика - не чаще ста двадцати слов в минуту.

Обратите внимание

У докладчика в процессе подготовки может возникнуть психологический дискомфорт: кажется, что материала слишком много и в рамки короткого доклада он не умещается. В этом случае стоит сделать передышку.

Полезный совет

В процессе работы над докладом стоит делать пометки, выделяя основные и наиболее яркие мысли авторов. Устный доклад стоит два-три раза отрепетировать: прочитать его перед друзьями, родственниками или на диктофон.

ДРУГОЕ

Как написать доклад фото

Как написать доклад

Доклад - это вид самостоятельной научно-исследовательской работы, в которой автор раскрывает суть исследуемой темы,…

Как сделать доклад фото

Как сделать доклад

Далеко не все люди на земле прекрасные ораторы. Если хорошо подготовить доклад, это позволит компенсировать отсутствие…

Как написать рапорт фото

Как написать рапорт

Сам рапорт представляет собой устный или письменный доклад особой формы при обращении к руководству (начальникам), в…

Как составлять доклады фото

Как составлять доклады

В хорошем докладе автор раскрывает исследуемую тему работы, представляет уже существующие точки зрения и предлагает…

Как писать научный доклад фото

Как писать научный доклад

Научный доклад – это развернутое публичное выступление по определенной теме, базирующееся на данных теоретических или…

Как выступать в университете фото

Как выступать в университете

Одним из наиболее популярных заданий для студентов высших учебных заведений является доклад. Обязательное условие его…

Что такое доклад фото

Что такое доклад

Доклад – это разновидность публичной монологической речи, обладающая следующими особенностями: фронтальным типом…

Как оформить доклад в школе фото

Как оформить доклад в школе

Доклад – одна из форм научно-практической деятельности школьников. Этот вид исследовательской работы предполагает…

Что такое реферат фото

Что такое реферат

Термин «реферат» произошел от латинского слова refero – «сообщаю, докладываю». Он обозначает…

Как читать доклад фото

Как читать доклад

Многие из нас в своей профессиональной деятельности сталкивались с необходимостью выступать на публике. Чтение доклада,…

Как написать тезисы доклада фото

Как написать тезисы доклада

Обычно для устного заявления или тематического доклада выступающему дается в среднем 5-7 минут. За это время докладчик…

» » » Как составить доклад